Что такое «окна сатиры РОСТА», для чего они были нужны, и причем тут Маяковский и Малевич? Об агит-листах, породивших капслок, и том, как они влияют на журналистику даже спустя сто лет – читайте в этом материале.

Окна в новую Россию

«Окна сатиры РОСТА» или «Окна РОСТА» – серия плакатов, созданная поэтами и художниками совместно с Российским телеграфным агентством в 1919 году. Для того, чтобы понять суть плакатов, нужно вспомнить временной контекст.

Итак, 1919 год: Россия (тогдашняя РСФСР) только вышла из расточительной Первой мировой войны, но остаётся в состоянии Гражданской. Кроме того, в государство внедряются иностранные интервенты. Казалось, самодержавие и несправедливость в лице императорской власти повержено революцией, и страну ждет светлое будущее, но происходящее говорит об обратном… Народные настроения неоднозначны – ни крестьяне, ни рабочие, ни представители буржуазии не знают, чего ожидать дальше. Перед гражданами встает вопрос: поддерживать ли дальше новое государственное руководство – большевиков? Рождается необходимость массовой политической агитации. Кроме этого, людям неоткуда узнавать новости – полиграфическое дело испытывает сложности, да и значительная часть населения малообразованна и попросту не умеет читать. Тогда и появляется плакатный формат.

На огромных бюллетенях «Окон РОСТА» авторы помещают карикатуры, сатирические стихи и фельетоны: кто сможет – прочитает, а кто не сможет – рассмотрит иллюстрацию. В рисунках художники используют традиции «лубка» – лаконичное изображение дополняли текстом (метод появился еще в XV веке). Как правило, в плакатах РОСТА превалирует два-три цвета: черный, красный и желтый. Бюллетени выставляются в пустующих витринах магазинов. Новости в доступном формате нравятся публике. Изначально экземпляр «Окон сатиры» выходил раз в неделю – авторы делали его вручную. Скоро для увеличения тиража стали использовать картонные трафареты. Количество экземпляров выросло до 300. Плакаты выходили оперативнее газет, во многом опережая и дополняя их.

Основными авторами, которые работали над «Окнами» в 1919 году, были М. Черемных, поэт В. Маяковский. По началу «Окна» выходили в Москве, а уже позже появились филиалы в Одессе, Омске и Петрограде. К 1921 году плакаты «захватили» более 50 городов.

Тексты «Окон РОСТА» злободневны и остры. Среди персонажей формируется постоянная «сборная»: рабочий, красноармеец, поп, кулак, капиталист и др. В дальнейшем советская сатира позаимствует эти образы и будет использовать примерно до середины ХХ века.

Фото: источник 3. http://www.soborrusbash.ru/

В «Окнах РОСТА» публиковались такие знаменитые авторы, как С. Маршак, Д. Бедный. Над плакатами работали известные художники – К. Малевич, В. Серов, Л. Бродаты, «Кукрыниксы» и др. Однако главным автором вплоть до прекращения выхода «Окон» в 1921 году оставался Маяковский. В 1930 году он организовал печально известную выставку «20 лет работы», посвященную своему творчеству. В основу экспозиции легли «Окна сатиры РОСТА». Однако значительная часть представителей творческой интеллигенции и все приглашенные руководящие лица проигнорировали его старания. Маяковского задел бойкот сообщества, но то, что выставку посетило гораздо больше гостей, чем планировалось, утешало.

«Окна РОСТА» оказали огромное влияние на последующую периодику и долгое время служили образцом для подражания на протяжении всего столетия. Сам Маяковский писал о них: «Протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов». Плакаты – документ, который честно рассказывает нам о времени, жизни государства и его народа глазами десятков талантливых авторов.

Автор: Василиса Красотина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.