Вы помните какие большие деревья были раньше? А какая зеленая трава? Да-да, я о том самом счастливом времени, которое называется «детством». Попросите любого добавить список позитивных ассоциаций этого периода, и, почти все обязательно включат в него мультфильмы.
Готовя материалы к статье, я изучил множество тематических интернет-форумов, на которых взрослые дяди и тёти на полном серьезе делятся воспоминаниями о любимых мультфильмах детства. В независимости от возраста аудитории, всех объединяют эти воспоминания. Мультфильмы учили и веселили нас, детвору. Часто закладывали ту или иную модель поведения.

Модель поведения
Всего сто лет назад малыши и не знали, что такое мультфильмы. Анимация, хоть и появилась еще в XIX веке, начинала с очень взрослых сюжетов. Первым полноценным мультфильмом считается «Фантасмагория» французского изобретателя Эмиля Коля. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.
Первыми мультфильмами для детей занялся отец мультипликации — Уолт Дисней. Сейчас те персонажи студии Диснея покажутся гротескно забавными, но, уверен, в то время дети с удовольствием ждали приключения нарисованных героев.
Не обошлось и без идеологической конкуренции. На капиталистическую экшн-картину о противостоянии кота Тома и мыши Джерри, Советы создали свой ответ — «Ну, погоди!». Казалось, те же цели, та же погоня, но какие разные персонажи! Заведомо отрицательный герой — Волк (курящий невоспитанный алкоголик , что порицаемо, не делайте этого никогда!) и образец для подражания — Заяц, постоянно щелкающий отрицательного героя по носу.
Шли годы, мультфильмы становились сложнее по исполнению и смыслу. С любимыми героями стали делать сериалы. Полноценные часовые картины… И, наступил тот момент, когда предложение превысило спрос. Упрощается графика, убирается смысл, зато можно сделать больше серий. Таких «полуфабрикатов» немало. Проверьте сами, на примерах «Черепашек Ниндзя» и «Утиных Историй».

Фактура исполнения
Мультфильм «Цирк лилипутов» (The Humpty Dumpty Circus) не получил пальмы первенства, хотя был показан небольшому кругу зрителей ещё в 1898 году (напомню, «Прибытие поезда» братьев Люмьер вышло на экраны всего за два года до этого), только потому, что он был кукольным. В нем использовались деревянные игрушки. Снят он был самым простейшим образом: кадр — перестановка игрушек — новый кадр.
Мне кажется, это незаслуженное упущение. Процесс создания кукольного мультфильма иногда сложнее рисованного. А самое главное — такие мультфильмы «атмосферные». С какой любовью выполнены локации Мумми-Троллей и «Домик друзей» Чебурашки с Геной. В каждой детальке видна работа мастера. Сейчас бы это назвали «Хенд Мейдом» и продавалось с аукционов за большие деньги.

С развитием компьютерных 3D технологий, изменилась и мультипликация. Это было революционно! Вроде смотришь мультфильм, но герои и окружение настолько проработаны, что порой не отличить от человека-актера.
Увы, деградация коснулась и этого направления. Уменьшаем полигоны, упрощаем текстуры… Вуаля! Готово много серий.
Вместо послесловия
Может показаться, что я завидую современным детям, которые в любое время могут посмотреть любой мультфильм. Им не нужно «воевать» с родственниками за эфирное время единственного в семье телевизора только потому, что на другом канале, видите ли, идет футбол или еще какая-то нужная взрослым передача. Включил компьютер, планшет, телефон и… ты снова окунаешься в волшебный мир анимации.
Отчасти это так. Но у этой медали есть и обратная сторона. В погоне за сборами, многие мульт-шедевры таковыми не являются, несмотря на дорогие рекламные акции. Современному ребенку придется перебирать сотни лент в поиске по-настоящему интересной. Зато, настоящее счастье в случае удачного поиска обеспечено!
Не важно, сколько вам лет. Не взрослейте. Смотрите мультики!
Ностальгически брюзжал и ударялся в воспоминания дизайнер Анатолий Игнатов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и ее читателей.